Одним из основных инновационных методов принято считать «мозговой штурм». Метод и термин «мозговой штурм», или «мозго¬вая атака», предложен американским ученым А.Ф.Осборном (за ос¬нову взят вариант эвристического диалога Сократа).
Эвристический диалог «мозговой атаки» базируется на ряде психологических и педагогических закономерностей, но прежде чем их сформулировать, следует кратко остановиться на тех теоретиче¬ских предпосылках, которыми руководствовались создатели этого метода. Изобретателями было отмечено, что коллективно генериро¬вать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами (психологическими, социальными, педа¬гогическими и т.д.). Эту ситуацию удобно выразить при помощи мо¬дели «шлюза». Творческая активность человека чаще всего потенци¬ально сдерживается, как вода при помощи шлюза. Поэтому нужно открыть «шлюз», чтобы ее высвободить. Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных това¬рищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций — все это выполняет роль «шлюза». Диалог в условиях «мозговой ата¬ки» выступает в роли средства, позволяющего убрать «шлюз», вы¬свободить творческую энергию участников решения творческой задачи.
В настоящее время выработано несколько модификаций метода «мозговой атаки».