Философия является формой общественного сознания и самосознанием исторической эпохи. Это означает, что ни одна философская система не может быть понята из самой себя и индивидуальной жизни ее создателя, без обращения к историческому контексту. Каждая, ставшая достоянием истории, философия содержит в себе два компонента: общечеловеческое, универсальное и особенное, локальное. Иначе говоря, философские системы являются продуктом своего времени, определенных исторических обстоятельств и культур. «Определенный образ философии, — писал Гегель, — одновременен ... с определенным образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью, с их сноровками, привычками и удобствами жизни, с их попытками и работами в области искусства и науки, с их религиями, с их военными судьбами и внешними отношениями, с гибелью государств, в которых проявил свою силу этот определенный принцип, и с возникновением и выступлением новых государств, в которых высший принцип находит свое рождение и развитие»1.