Болезни органов пищеварения занимают одно из ведущих мест в структуре соматической патологии у детей. По данным многочисленных исследователей отмечаются не только увеличение распространенности, но и выраженность различий в характере течения, проявлениях и исходах этих заболеваний. Обращает на себя внимание тот факт, что болезни пищеварительной системы начинаются еще в дошкольном возрасте, часто рецидивируют, значительно влияют на качество жизни и могут приводить к ранней инвалидизации детей. Получены данные о том, что в генезе гастродуоденальной патологии играет важную роль состояние психоэмоционального статуса ребёнка, напряжённость которых особенно выражена у детей школьного возраста. Установлено, что основными школьно-обусловленными факторами риска формирования здоровья учащихся являются высокий объем учебных нагрузок, приводящие к развитию психоэмоционального напряжения, снижение двигательной активности, ухудшение питания в школах. Целью работы явилось изучить клинико-инструментальную характеристику гастродуоденальной патологии у школьников. В период с 2012 по 2013 годы было обследовано 1080 детей в возрасте от 6 до 16 лет в условиях школы №235 Юнусабадского района г.Ташкента. Возрастные группы обследованных больных детей были представлены следующим образом: 6-10 лет и 11-16 лет. Устоновлено,факторами риска развития гастродуоденальной патологии у школьников являются наследственная предрасположенность, характер вскармливания в раннем возрасте и нарушения режима питания в более старшем возрасте, наличие сопутствующих хронических заболеваний, психоэмоциональные перегрузки.
В структуре в гастродуоденальной патологии у школьников начальных классах превалируют функциональной расстройства желудка,в старших классах увеличивается удельный вес больных с хронической патологией.