Огромноезначениевмировомпросветительствеинаукеимеюттрудыученых
Ренессанса.Каждыйизэтихученыхоставилсвоенеисчерпаемоебогатствовмировом
наследииВэтойстатьемырассматриваемпросветительскиеидеиЛбуРайханаБеруний
Берунийродился4сентября973годавдревнейстолицеХорезмаКатПолноеимя
ученогоЛбуРайхонМухаммадибнАхмадал-Беруний
ВодномизстихотворенийосвоихродителяхБерунийрассказывает,что«отец
Лбдуллахаббылнеграмотнымстариком,аматьбыладровоносицей(хаммолатул-хатоб)»
Рассказываяосвоейсемье,ученыйподтверждает.чтоонотноситсяк
простолюдинам,анезнатномуроду.Берунийвсвоемпроизведении«Минералогия»
пишет,что«тохвастаетсясвоимиродственникамиипокойнымиродителями,тоон
мертвец,аониживы»1 1]
Будущийученыйсвоёдетствопровелсрединищихибедныхлюдей.Втевремена
жизньпростыхлюдейусложнялимеждоусобныевойныБерунийвдетствебыл
чрезвычайновнимательнымиспособныммальчикомПервымучителемАбуРайханабыл
знаменитыйипрославленныйученыйХорезмаАбуНасрибнИрокМансур
Берунийбылученымэнциклопедистомиодновременнозанималсяязыковедением
Онвсовершенствезналфарси,арабский,согдийский,греческий,древнеивритскийи
санскритскийязыкиВ995годуБерунийизХорезмапереезжаетвгородРайвИране.
ГосударьРаяКабусИбнВашмгарпредлагаетАбуРайханузанятьдолжностьвезира.но,
отказавшисьотэтогопредложения.БерунийедетвУргенч.ГампоприглашениюАбу
ЛббосаМаъмунаибнМаъмунаI Iначинаетруководит!,вХорезмскойАкадемией
Маъмуна
В1017год)МахмудГазнавийзахватываетХорезмБерунийиегосоратникибыли
привезенывГазиуТринадцатьлетБерунийжилподволейгазневидов.В1030годуон
пишетсвоезнаменитоепроизведение«Индия»ожизни,этнографии,историинародов
ИндииВскореонпишетсвоизнаменитыекниги«Минералогия»и«Фармакогнозия»(то
есть«Сайдана»),
ОсобоеместозанимаютидеиирсветнтельствовтворчествеБеруний.
ОнобращаетвниманиенапроцессобученияПоегомнению,занятиедолжно
соответствоватьпсихикеиспособностямученикаинедолжноподавлятьребенкаОн
пишет:«НашацельнеугнетатьученикаПовторениеодногоигожебыстроизматываети
наскучиваетГелиучениквпроцессеучебыизучаетразныепроблемы,т оонсловно
гуляетноразнымсадам,незаканчиваягуляниеводномсаду,начинаетсяужедругой,
болеекрасивыйсад.ИтакдолжнопродолжатьсяУченикначинаетслюбопытством
смотретьнаследующиесады.Итаквсеновостиприносятнаслаждениеи
удовлетворение».
Бсрунипрославляеттруд,особенно,трудученых,оносуждаетвсеплохоевжизни
людейПоегомнению,чтобыосвободитьлюдейотвсегоплохого,необходимокорнем
разрубитьвсенехорошееПлохоеимеетмноговетвей,ноосноваегосостоитизтрёх
частейзлоба,безграмотностьиалчность.Еслиотрезатьл иростки,товысыхаеткорень
нехорошего.