Безопасность работы всех передвижных и поворотных кранов должна обеспечиваться достаточной устойчивостью против опрокидывания крана. Коэффициент запаса устойчивости и методика его определения регламентированы правилами Госгортехнадзора, а для башенных кранов — ГОСТ 13994—81. Условия равновесия кранов определяются соотношением значений удерживающего и опрокидывающего моментов, действующих относительно оси (ребра) опрокидывания крана.
Условия равновесия кранов определяются соотношением значе¬ний удерживающего и опрокидывающего моментов, действующих относительно оси (ребра) опрокидывания крана. Проверку кранов на устойчивость, производят как для рабочего положения крана с грузом (грузовая устойчивость), так и для крана без груза (соб¬ственная устойчивость) в условиях, когда сочетание действующих на кран нагрузок наиболее неблагоприятно с точки зрения возмож¬ности опрокидывания крана. Башенные строительные краны, кроме того, должны быть проверены на устойчивость при внезап¬ном снятии нагрузки с крюка и в процессе монтажа и демонтажа (см. ГОСТ 13994—81).
Устойчивость крана характеризуется следующими величинами: коэффициентом грузовой устойчивости — отно¬шением момента относи¬тельно ребра опрокиды¬вания, создаваемого си¬лой тяжести всех частей крана с учетом всех до¬полнительных нагрузок {ветровой нагрузки, инер¬ционных сил, возникаю¬щих при пуске или тормо¬жении механизмов подъе¬ма груза, поворота и пе¬редвижения крана), а также возникающей со¬ставляющей силы тяжести при наибольшем допусти¬мом при работе крана уклоне к моменту, созда-ваемому силой тяжести груза относительно того же ребра опрокидывания; коэффициентом собственной устой-чивости крана — отно¬шением момента, созда¬ваемого силой тяжести всех частей крана с уче¬том уклона пути в сторо¬ну опрокидывания отно¬сительно ребра опроки¬дывания, к моменту, соз-даваемому ветровой на¬грузкой нерабочего состояния машины относительно того же ребра опрокидывания