В данной квалификационной работе на основе исторического, религиозно-философского и социально-культурного материала наиболее полно рассмотрено философско-этическое учение Джалалиддина Руми, его место в социально-философском, духовно-нравственном учении мыслителя в наследии народов среднеазиатского региона.В условиях независимости Республики Узбекистан возрастают роль и место изучения наследия великих мыслителей Востока, актуальность значения философско-этической мысли. «Мы с гордостью можем утверждать, - отмечает Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, - что благодаря начавшемуся реформированию и обновлению нашего общества открылись мощные пласты человеческой духовности, высокой нравственности и культуры, возрождения прекрасных национальных традиций, обращения к огромному духовному наследию наших великих предков».
В этом плане особое значение приобретает творческое использование оригинального философского и духовно-нравственного наследия великого мыслителя Джалалиддина Руми. Он являлся одним из значимых и почитаемых титанов средневековой восточной культуры, которые по объему своего вклада в ее развитие родственны, а порой и превосходят великих деятелей эпохи Возрождения на Западе. Жизнь и деятельность Джалалиддина Руми во многом способствовала развитию философии как сферы духовной деятельности, в которой концентрируется особое видение проблем, выдвигаемых обществом, и поиски ответов на его вопросы. Джалалиддин Руми значительно расширил гносеологические позиции суфизма убежденностью в необходимости неустанного поиска истины.