Актуальность работы. Современные преобразования школы и общества требуют от педагога переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру изменения в педагогической деятельности, что в свою очередь определяет одну из основных проблем педагогической психологии– выявление условий развития совместной деятельности в целях эффективного функционирования системы «педагог-учащийся».. Проблемами педагогической и возрастной психологии занимались многие видные ученые Узбекистана такие как: М.Г.Давлетшин (Психологические основы обучения), А.Аманов, X.Гафуров, М.Дадажанов (Проблемы развития пространственных представлений). Проблемами активизации учащихся в процессе обучения занимались С.М.Юлдашева (Об особенностях проявления и развития самооценки подростков в учебной деятельности), М.Мамаджанов (О функциях самооценки в формировании познавательной деятельности школьника), проблемы повышения квалификации педагогов исследовала Н.Р. Бабаджанова (Психологический тренинг как форма повышения квалификации педагога высшей школы) и др.
В Казахстане решению проблем педагогической и возрастной психологии посвящены исследования таких психологов, как М.М.Муканов, А.К.Уледов, А.К.Калмырзаев, Н.Еликбаев, В.К.Шабельников, Ж.И. Намазбаева, Е. Есенгазиева, А.Н.Алмагамбетова, Б.Хамзин и др. За последнее время в казахстанской психологии сформировалось уникальное направление исследований, сочетающее в себе достижения современной педагогической психологии и этнопсихологии (С.М.Джакупов, С.К. Бердибаева, О.Х. Аймаганбетова, Б.А.Амирова, З.Б.Мадалиева, Г.Ж. Лекерова, Н.К.Токсанбаева). Системообразующей основой этого направления явились культурно-историческая психология Л.С. Выготского и деятельностный подход А.Н. Леонтьева.