Актуальность исследования. Со дня принятия на девятой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан Законов "Об образовании" и "О Национальной программе по подготовке кадров" 29 августа 1997 года начались широкомасштабные образовательные реформы, которые затронули как структуру, так и содержание системы непрерывного образования Узбекистана.
Одной из приоритетных задач реформы является разработка и внедрение во все образовательные звенья государственных образовательных стандартов - гарантов качества содержания общеобразовательных знаний и подготовки молодых специалистов - соответствующим им новых учебных программ, учебников и учебных пособий.
При выборе проблемы для научного исследования учитывались именно эти задачи реформы образования. На раннем этапе исследования осуществлялась проверка знаний учащихся, как на основе традиционных форм контроля, так и при помощи разработанной в диссертации системы программированных заданий ( Мамадазимов М., Кенжаев Б. Ўқувчиларнинг астрономиядан эришган билимларини текшириш. - Тошкент: Ўқитувчи, 1980).
На основе результатов этих проверок, анкетного опроса учителей, анализа содержания учебных программ, учебников и учебных пособий по астрономии в системе непрерывного образования, а также личного преподавательского опыта в диссертации вскрыты определенные пробелы и недостатки в содержании и преподавании астрономии, которые выражаются в следующем:
- заметное ослабление мировоззренческого, гуманитарного, эстетического и экологического аспектов предмета;